Особенности защиты детей, обязанности взрослого населения по ее организации
Обязанность по защите детей законодательно закреплена за взрослым населением нашей страны в Семейном кодексе РФ.
Забота родителей о ребенке должна касаться, прежде всего, сохранения им здоровья. Проявлением такой заботы является повседневная забота родителей о своих детям. При этом родители должны обеспечить защиту детей, поскольку они являются законными представителями ребенка. Так, если причинен вред здоровью ребенка, то родители обязаны подать заявление о возбуждении уголовного дела или, если вред носит имущественный характер, - иск в суд.
Помочь ребенку встать на ноги в жизни призвано воспитание. Воспитание – это передача ребенку социального опыта, т.е. того, что достигнуто человечеством. Родители должны осуществлять:
а) физическое воспитание (разъяснять важность физической культуры, показывать на собственном примере способы укрепления здоровья, по возможности определить ребенка для занятий в спортивную секцию, группу и т.д.);
б) умственное (интеллектуальное) воспитание (помогать освоить учебную программу школы, разрешать конкретные жизненные ситуации и т.д.);
в) правовое воспитание (ребенок должен четко знать, что можно делать, а за что закон карает);
г) нравственное воспитание (помогать ребенку наладить взаимоотношения со сверстниками, научить его с ними общаться, помогать другим, в первую очередь младшим и пожилым, не лгать, не нарушать интересов других лиц и т.д.);
д) эстетическое воспитание (по возможности помочь ребенку овладеть основами искусства: музыкального, художественного, танцевального и др.);
е) этическое воспитание (обучить ребенка общепринятым правилам общения между людьми).
Таким образом, воспитание ребенка – это целый комплекс действий родителей, направленных на то, чтобы ребенок органично вписался в современную жизнь и был социально защищен в обществе.
Наряду с этим взрослые должны обеспечить безопасность жизнедеятельности детей.
Уже начиная с дошкольного возраста, в самой простой и игровой форме детей начинают обучать основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). В школах и других образовательных учреждениях эти знания и навыки из года в год наращиваются и закрепляются. Летом в оздоровительных лагерях, где есть думающие и заботливые руководители, проводятся различные игры с отработкой отдельных нормативов и требований программы ОБЖ.
Взрослые, прежде всего родители, учителя, учебно-воспитательный состав, персонал детских дошкольных учреждений, обязаны знать и уметь выполнять основные приемы оказания первой (доврачебной) медицинской помощи.
Оказание первой (доврачебной) медицинской помощи при бытовых травмах
Ушиб
- приложить холод (холодная вода в пакете);
- обеспечить ушибленному месту покой (наложить тугую повязку);
- дать болеутоляющее;
- направить пострадавшего к врачу.
Артериальное кровотечение
(кровь алого цвета с большим напором вытекает из раны)
- остановить кровотечение (пальцевым пережатием артерии, наложением жгута);
- здоровую кожу вокруг раны обработать дезинфицирующим раствором);
- наложить стерильную повязку;
- дать болеутоляющее;
- направить пострадавшего к врачу.
Венозное кровотечение
(кровь темного цвета медленно вытекает из раны)
Капиллярное кровотечение
(кровь в виде капель выступает по всей поверхности раны)
- здоровую кожу вокруг раны обработать дезинфицирующим раствором);
- наложить стерильную повязку;
- дать болеутоляющее;
- направить пострадавшего к врачу
Перелом
Закрытый
- наложить шину;
- дать болеутоляющее;
- направить пострадавшего к врачу.
Открытый
(разрыв мягких тканей и выход наружу костных отломков)
- остановить артериальное кровотечение (в случае необходимости);
- здоровую кожу вокруг раны обработать дезинфицирующим раствором);
- наложить стерильную повязку, наложить шину;
- дать болеутоляющее;
- направить пострадавшего к врачу.
Химический ожог
(кислотный, щелочной)
- удалить источник ожога;
- промыть пораженное место проточной водой;
- промыть место щелочного ожога 2% раствором лимонной (уксусной) кислоты, кислотного – 2% раствором пищевой соды
- охладить обожженную поверхность;
- здоровую кожу вокруг раны обработать дезинфицирующим раствором);
- наложить стерильную повязку;
- наложить шину;
- дать болеутоляющее;
- направить пострадавшего к врачу.
Термический (температурный) ожог
- удалить источник ожога;
- охладить обожженную поверхность;
- здоровую кожу вокруг раны обработать дезинфицирующим раствором);
- наложить стерильную повязку;
- наложить шину;
- дать болеутоляющее;
- направить пострадавшего к врачу.
Взрослые обязаны знать и уметь выполнять основные приемы и способы защиты детей в повседневной жизни. Эти знания и навыки должны постепенно передаваться детям.
Поведение на улицах и дорогах, использование общественного транспорта
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах
- движение осуществлять по тротуарам и пешеходным дорожкам, а где их нет – по обочинам;
- проезжую часть переходить по переходам, обозначенным дорожной разметкой или знаком, а также на перекрестках по линии тротуаров или дорожных обочин;
- автомобильную дорогу вне населенных пунктов переходить кратчайшим путем в местах, где она хорошо просматривается в обе стороны;
- в местах, где движение регулируется светофором или регулировщиком, переход разрешается только по их сигналам.
Правила безопасного поведения при пользовании общественным транспортом
- садится в транспорт, и выходить из него только после полной остановки транспортного средства;
- не стоять на выступающих частях и подножках транспортных средств;
- при движении по возможности следить за ситуацией на дороге;
- при опасности аварии принять устойчивое положение, упереться ногами в пол, а руками взяться за поручень;
- при аварии троллейбуса или трамвая покидать их прыжком во избежание поражения электрическим током.
Как избежать попадания в криминогенную ситуацию:
На улице
- избегать малолюдных, плохо освещенных мест, пустырей;
- возвращаясь домой поздно, договоритесь, чтобы вас встретили.
В подъезде
- не заходите в подъезд, если рядом незнакомый;
- не открывайте свою квартиру, если рядом незнакомый.
В лифте
- не входите в лифт, если там находится вызывающий подозрение незнакомец;
- оказавшись в лифте с незнакомцем, не стойте к нему спиной, наблюдайте за его действиями.
Правила пожарной безопасности в быту:
Запрещается
- хранить в помещениях большое количество легко воспламеняющихся веществ;
- пользоваться самодельными или неисправными электрическими и газовыми приборами;
- оставлять без присмотра включенные электроприборы;
- включать в одну розетку более трех электроприборов;
- зажигать свечи, фейерверки, бенгальские огни вблизи легко воспламеняющихся приборов.
При пожаре:
- сообщить в пожарную охрану;
- эвакуировать детей, стариков и инвалидов;
- небольшой очаг пожара потушить самостоятельно;
- при невозможности самостоятельного тушения покинуть помещение, плотно закрыв за собой дверь;
- организовать встречу пожарных и указать им очаг пожара.
Рядом – злая собака
- не делать резких движений, приготовить подручные средства (зонтик, сумку, палку, камень) и позвать хозяина;
- медленно отступать к укрытию (подъезд, сарай, калитка), не поворачиваясь к собаке спиной и не выпуская ее из виду;
- при нападении собаки повернуться к ней боком, наклонить голову вперед, встретить собаку ударом ноги, руки, подручным предметом, лицо и шею прикрыть свободной рукой;
- при получении укусов обратиться в травмпункт.
В толпе (при сильной давке)
- освободиться от лишних вещей (зонтик, длинный шарф);
- держаться подальше от стеклянных витрин, оград, турникетов, заборов и других сооружений;
- не хвататься за выступающие предметы, стараться их обойти.
При падении
- защитить голову руками, а живот – согнутыми и подтянутыми к туловищу ногами;
- сгруппироваться и резко встать по ходу движения толпы.
Правила поведения за городом
В лесу
- предупредить родственников (знакомых) о месте прогулки и расчетном времени возвращения;
- взять с собой небольшой запас продуктов и воды;
- запоминать направление своего перемещения и ориентиры;
- не упускать друг друга из виду.
Заблудившись:
- оценить создавшуюся ситуацию;
- вспомнить пройденный путь, определить сколько времени находились в движении (чтобы примерно определить свое местонахождение);
- прислушаться к звукам (ж/дорога, река, н/п);
- найти возвышенное место и с него отыскать знакомые ориентиры;
- искать тропу, дорогу, ручей, реку, по ним выходить к населенному месту.
Меры профилактики лесных пожаров
Запрещается:
- пользоваться открытым огнем;
- оставлять промасленные или пропитанные горючими веществами тряпки и бумагу;
- выжигать траву под деревьями;
- разводить костры в хвойных молодняках, на торфяниках, в лесосеках с порубочными остатками и заготовленной древесиной, в местах с подсохшей травой и под кронами деревьев.
Во время грозы
- не стоять рядом с высокими предметами;
- сойти с возвышенности (холма, горы);
- укрыться в сухом месте.
При купании в незнакомом водоеме
- определить зону купания и проверить в ней состояние дна;
- установит границы зоны купания;
- организовать наблюдение за купающимися, определить время купания, иметь в готовности подручные средства спасения.
Запрещается:
- заплывать за границы зоны купания;
- подплывать к движущимся плавсредствам;
- нырять и прыгать с непредназначенных для этого предметов;
- долго пребывать в холодной воде.
Важное значение для обеспечения безопасности всего населения и детей в частности имеет знание правил поведения в различных чрезвычайных ситуациях: при стихийных бедствиях, при авариях и катастрофах.
Землетрясения по своему разрушительному действию не имеют себе равных среди остальных стихийных бедствий. Коварство землетрясения в том, что оно почти всегда внезапно и, следовательно, заблаговременно предупредить население об опасности практически невозможно. Большей частью для каких-либо реальных действий людям отводятся не только минуты — секунды.
При угрозе и возникновении землетрясения
- включить телевизор и радио на местный канал;
- закрепить мебель, тяжелые предметы;
- отключить воду, газ, электричество;
- собрать необходимые вещи, документы, медикаменты, следовать в указанное безопасное место.
При внезапном землетрясении:
- покинуть здание или занять безопасное место (покидать не на лифте, безопасные места в квартире – в дверных проемах, в углах или нишах капитальных стен).
Наводнения приводят к человеческим жертвам. Чтобы этого не произошло, надо максимально использовать время, которого не так много.
При угрозе и возникновении наводнения
- собрать необходимые вещи, документы, медикаменты, прибыть на эвакуационный пункт.
При внезапном наводнении:
- занять безопасное возвышенное место;
- вывесить привлекающие внимание предметы, ждать спасателей.
Буря, ураган, шторм, смерч — все это явления, вызванные действием ветра большой разрушительной силы, высокой скорости и значительной продолжительности. Ураганный ветер разрушает прочные и сносит легкие строения, валит столбы, вырывает с корнями деревья, обрывает провода, повреждает транспортные магистрали.
Метеослужба достаточно достоверно прогнозирует эти явления, предупреждает о скорости и направлении движения ветра.
При угрозе и возникновении урагана
Получив информацию об угрозе урагана необходимо:
- закрыть двери, форточки и окна, отключить воду, газ и электричество;
- собрать документы, необходимые вещи, продукты, медикаменты;
- укрыться в убежище
При внезапном урагане:
- укрыться в яме, канаве, овраге подальше от зданий;
- покинуть транспорт и укрыться в безопасном месте;
- не заходить в поврежденные здания.
В зоне лесного (торфяного) пожара
- рот и нос защитить мокрой повязкой;
- выходить в безопасное место с учетом направления ветра;
- в зоне торфяного пожара внимательно осматривать путь прощупывая его шестом (палкой).
Довольно частыми стали аварии и катастрофы, которые сопровождаются взрывами и пожарами, разливами сильнодействующих ядовитых веществ (АХОВ). Радиоактивными и химически опасными веществами загрязняются окружающая местность, помещения, продукты питания и вода.
В случае аварии на радиационно (химически) опасном объекте с выбросом в атмосферу радиационно (химически) опасного вещества:
- включить телевизор и радио на местный канал;
- закрыть форточки и окна, отключить воду и газ;
- собрать документы, необходимые вещи, продукты, медикаменты;
- укрыться в убежище (действовать в соответствии с указаниями по телевидению, радио).
Эвакуация детей
Эвакуируются дети, как правило, вместе с родителями. Воспитанники детских домов и школ-интернатов обычно эвакуируются в составе этих заведений.
При подготовке к эвакуации необходимо позаботиться об одежде детей. Она должна быть теплой, легкой и удобной. Следует также позаботиться об удобной обуви для детей старшего возраста, которым может быть придется эвакуироваться в пешем порядке. Детям дошкольного возраста пришиваются к одежде и белью ярлычки с указанием фамилии, имени и отчества ребенка, года рождения, места постоянного жительства и конечного пункта эвакуации. Из вещей в дорогу следует подготовить лишь самое необходимое: одежду, обувь, белье, теплые вещи, а также запас продуктов на 2-3 дня и флягу или термос с водой.
Посадка детей на транспортные средства производится в первую очередь. Детям разъясняются правила поведения в ходе эвакуации. В пути следования необходимо следить, чтобы они без разрешения старших не выходили на остановках, не переходили из вагона в вагон, не пересаживались с одной машины в другую, не пили воду из непроверенных источников, не ели немытые фрукты и овощи, соблюдали личную гигиену.
По прибытии на станцию или пункт выгрузки взрослые, сопровождающие детей, должны помочь им организованно выйти, проверить их наличие, а также все ли взяли свои личные вещи и далее действовать по указаниям местной администрации или представителей эвакоприемной комиссии.
В загородной зоне дети размещаются вместе с родителями по частным домам или в общественных зданиях: школах, клубах, пансионатах и других удобных для этого помещениях.
Средства индивидуальной защиты для детей
Родители должны знать и уметь использовать детские средства индивидуальной защиты: надевать противогаз, респиратор на ребенка, изготавливать ватно-марлевые повязки, подготавливать одежду для защиты от радиоактивных и сильнодействующих ядовитых веществ.
Для защиты органов дыхания, лица и глаз детей в возрасте от 1,5 до 17 лет от сильнодействующих ядовитых, отравляющих, радиоактивных веществ и бактериальных аэрозолей применяются противогазы ПДФ-7 (противогаз детский фильтрующий, тип седьмой), ПДФ-Д (дошкольный), ПДФ-Ш (школьный). Они имеют единую фильтрующе-поглощающую коробку ГП-5 и различаются лишь лицевыми частями.
Более совершенные противогазы ПДФ-2Д - для детей дошкольного и ПДФ-2Ш - школьного возрастов. В комплект этих противогазов входят: фильтрующе-поглощающая коробка ГП-7к, лицевая часть МД-4, коробка с незапотеваюшими пленками и сумка. ПДФ-2Д комплектуется лицевыми частями 1-го и 2-го, ПДФ-2Ш — 2-го и 3-го ростов. Масса комплекта: дошкольного — не более 750 г, школьного — не более 850 г. Фильтрующе-поглощающая коробка по конструкции аналогична коробке ГП-5, но имеет уменьшенное сопротивление вдоху.
В качестве средства индивидуальной защиты детей в возрасте до 1,5 лет используется камера защитная детская КЗД-4, КЗД-6. Она состоит из металлического каркаса, оболочки, поддона, зажима и плечевой тесьмы.
В оболочку вмонтированы два диффузионно-сорбирующих элемента и прозрачная пластмассовая пластинка — окно для наблюдения за состоянием и поведением ребенка. Для ухода за ним в верхней части оболочки имеется рукавица из прорезиненной ткани.
Разборный металлический каркас обеспечивает постоянный объем воздуха внутри оболочки и жесткость конструкции камеры. На поддон можно положить мягкий матрац или одеяльце с подушечкой.
Зажим позволяет полностью загерметизировать камеру путем стягивания им единственного отверстия в оболочке, через которое ребенка кладут в камеру.
Защитную камеру можно носить в руках или через плечо. Ее можно также установить на детские саночки или коляску.
Защитное действие камеры достигается за счет диффузионно-сорбирующих элементов, которые обеспечивают поступление кислорода в камеру и выход из нее углекислого газа и паров воды. Ядовитые и отравляющие вещества поглощаются диффузионно-сорбирующим материалом, радиоактивная пыль и вредные аэрозоли задерживаются на ее поверхности.
Защитная камера хранится в разобранном виде в картонной коробке. Сборку и приведение ее в готовность производят по мере необходимости. Ребенка помещают головкой вперед, ногами в сторону входного отверстия. Кладут ему бутылочку с молоком, игрушку и запасную пеленку. После этого герметизируют входное отверстие.
После выхода с зараженной территории, прежде чем вынуть ребенка, открывают герметизирующий зажим, расправляют входное отверстие и аккуратно заворачивают его на камеру, стараясь при этом не коснуться поверхностей внутренней (чистой) стороны. Использованную камеру подвергают обеззараживанию.
Детский респиратор Р-2Д представляет собой фильтрующую полумаску с двумя клапанами вдоха и одним — выдоха (с предохранительным экраном), оголовьем, состоящим из эластичных и нерастягивающихся тесемок, и носовым зажимом. Хранится респиратор в полиэтиленовом пакете.
Ватно-марлевая повязка является самым простейшим средством защиты органов дыхания от вредной пыли, различных аэрозолей, инфекционных возбудителей. Ее изготавливают из куска марли размером 80х40 см. На середину кладут ровный слой ваты размером 20х 15 см, толщиной 1-2 см. С обеих сторон марлю загибают по всей длине, накладывая на вату. Оставшиеся по длине марли концы разрезают на 25-30 см с каждой стороны для завязывания
Надетая повязка должна закрывать подбородок, рот и нос до глаз. Концы повязки завязывают: нижние — на темени, верхние — на затылке. Неплотности, образующиеся между повязкой, крыльями носа и щеками, заложить ватой. |