В рамках педагогического часа с педагогами Теремка был проведен мастер-класс «Знакомство с техническими средствами обучения: программируемый мини-робот Bee-bot». Мастер-класс организовала и провела Королева Оксана Владимировна, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе.
Мини-робот Bee-bot (или Умная Пчелка) предназначен для формирования основ начального программирования у воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста (хотя фрагментарно может использоваться и с малышами 3-4 лет).
Что такое УМНАЯ ПЧЕЛА? Это программируемый напольный мини-робот, с помощью данного устройства дети могут с легкостью изучать программирование, задавая лого-роботу план действий и разрабатывая для него различные задания (приключения).
Содержание игровой детской деятельности с Умной Пчелкой: игры с элементами программирования; игры, обучающие структурированию; игры на развитие воображения и установление причинно-следственных связей. Может использоваться в познавательном и речевом развитии дошкольников.
Основные преимущества:
-
память на 40 шагов;
-
маленькая и прочная конструкция;
-
простые и понятные инструкции;
-
изучение причин и следствий;
-
учит детей определять последовательность своих действий и контролировать их;
-
подтверждает принятие инструкций, подмигивая глазами и издавая звуки (издает звуковые и световые сигналы, тем самым привлекая внимание ребенка и делая игру ярче).
Хотите и вы познакомиться с Умной Пчелкой? «Жила-была пчелка, и звали ее Полосатик... Однажды она решилась и улетела из своего домика-улья. Во время путешествия, преодолевая различные опасности, Полосатик увидела и узнала много интересного. А сегодня пчелка прилетела в гости к нам».
Давайте познакомимся с ней поближе. Пчелка Полосатик у нас не обычная, сама по себе она двигаться не может, и мы должны ей помочь. Чтобы наша пчелка полетела, мы должны ее сначала включить (переключатель «Power: Off/On» на брюшке), а затем запрограммировать. Также на брюшке пчелки есть переключатель «Sound: Off/On» (звук), регулирующий звуковое сопровождение Би-Бота.
Работа с умной пчелой начинается всегда с команды «очистить» (Х). Одна клеточка – это один шаг (стрелочка вперед), сколько нам нужно шагов – столько раз мы нажимаем стрелочку «вперед». Если нам нужно повернуть, то мы нажимаем стрелочку «направо» или «налево» и стрелочку «вперед». При использовании кнопок «налево» и «направо» пчёлка не продвигается на плоскости, а только разворачивается в ту или иную сторону на 90°. Это обстоятельство следует учитывать при составлении программы действий для робота. Также есть кнопка «пауза» ( || ), продолжительность которой 1 секунда (возможно задать паузу после выполнения одной команды перед началом другой). После того как мы задали нужную программу, нажимаем «ГОУ» («Go», старт). А когда мы приедем туда, куда нам нужно, мы должны нажать на «сброс» (Х), иначе наша пчелка запомнит и старую программу, и новую.
На одном коврике одновременно могут перемещаться до 4 роботов. Пчелок-роботов в комплекте 6 штук, и у них есть «домик» – Улей, в который они улетают, чтобы отдохнуть и набраться сил для новых приключений (улей представляет собой док-станцию с отдельными ячейками для подключения к ней программируемых роботов, для их зарядки от сети).
Также существует дополнительное оборудование к мини-роботу – это тематические игровые коврики, которые позволяют придумать Пчелке разные приключения. Игровые поля-коврики размечены на квадратные секторы, размер каждой клетки 15х15 см, стороны которых равны одному шагу робота. В комплекте представлены коврики «Море», «Зоопарк», «Осень» и «ПДД». Их еще есть очень много разных, но самый вариативный коврик, это базовый – на нём нет изображений, он просто разделён на сектора. Возможности этого коврика безграничны, он позволяет решать образовательные задачи по любой тематике. Коврики любого размера и содержания можно изготавливать самостоятельно, а также строить из бумаги, конструктора и строительного материала. К комплекту игровых ковриков прилагаются тематические карточки (предметные картинки, классификационные группы).
Пчелок также можно «одевать» в, например, бумажные «костюмы» различных героев и животных, таким образом используя в театрализованной деятельности; возможно использование в качестве настольной игры (с костями) и т.п.
Перед началом работы с лого-роботом необходимо:
-
1. Проверить заряд Би-Бота.
-
2. Подготовить игровую площадку: она должна быть достаточной площади и иметь ровную, без трещин и бугорков, поверхность.
-
3. Расположить коврик таким образом, чтобы всем игрокам было удобно разместиться вокруг него.
-
4. Разложить используемые в игре карточки на нужных секторах игрового коврика.
-
5. Выбрать по жребию (или считалочке) игрока, который начнет игру.
Помните! Если у ребенка не получилось с первого раза точно выполнить задание, дайте ему еще один шанс исправить свои ошибки. Помогите ему спланировать маршрут и (возможно, даже с небольшой помощью сверстников) получить ситуацию успеха!
В процессе игры с умной пчелой у детей происходит развитие логического мышления, мелкой моторики, коммуникативных навыков, умения работать в группе, умения составлять алгоритмы, пространственной ориентации, словарного запаса, умения считать, а также развитие навыков установления причинно-следственных связей. Создавая программы для робота «Bee-Bot», выполняя игровые задания, ребенок учится ориентироваться в окружающем его пространстве. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.
Оксана Владимировна разделила воспитателей и специалистов на три группы, каждая из которых получила несколько заданий по своему коврику. Педагоги Теремка с удовольствием поиграли с мини-роботами и, конечно, с блеском справились с основами простейшего программирования, выполнив все задания! Знакомство с новым оборудованием, приобретенным детским садом, прошло очень продуктивно, в ближайшее время запланировано активное использование данного средства обучения в образовательной и совместной деятельности.